Однозначного ответа на этот вопрос, пожалуй, нет. У многих детей после полутора лет, как правило, появляются первые активные слова, т. е. слова, с которыми они сами обращаются к взрослому. К двум годам малыши обычно уже начинают говорить, т. е. интенсивно использовать речь в общении с окружающими. Этот процесс часто имеет характер «взрыва» — еще месяц назад ребенок молчал и вдруг — о, счастье! — заговорил. Но, с другой стороны, эти средние данные никак не отражают реальной картины. Ведь ребятишки сильно различаются между собой. Одни уже в 10—11 месяцев знают до 10— 15 слов, а другие и в 2,5 года, бывает, упорно молчат, несмотря на нормальное в целом психическое развитие. Так что в норме период, когда у ребенка возникает активная речь, достаточно продолжительный — от 1 года 6 месяцев до 2 лет 6 месяцев.
- 9,5 месяца — 1 год 6 месяцев. Слова с повторяющимися слогами: ма-ма, ба-ба, дя-дя, тя-тя, ам-ам (есть) и т. д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так, му-му (корова) и т. п. Все слова — существительные, упо¬требляются в именительном падеже, в единственном числе.
- 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев. Попытки связать два слова в фразу («Мама, дай»). Усваивается глагол в повелительном наклонении (иди, дай и др.). Эти глаголы выражают желание ребенка и имеют для него большое значение.
- 1 год 8 месяцев — 1 год 10 месяцев. Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).
- 1 год 10 месяцев — 2 года. Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют 63%, глаголы — 23%, другие части речи — 14%. Союзов нет.
- От 1 года 6 месяцев до двух лет — первый период вопросов: «Что это?», «Кто это?»
-
Попутно можно добавить, что девочки начинают говорить раньше (в 8—9 месяцев), чем мальчики (в 11—12 месяцев). Опережают они «сильный пол» и по темпам овладения активным словарем. Но это, обращаем еще раз внимание родителей, основные тенденции. А в каждом конкретном случае все происходит строго индивидуально. И не стоит беспокоиться, если двухлетний малыш произносит всего несколько слов: раз он понимает обращенную к нему речь, раз с интересом слушает взрослого и узнает названия многих вещей, значит, его речевое развитие идет нормально и рано или поздно ребенок заговорит. А вот сколь рано или поздно — зависит от условий жизни малыша, от окружающих его взрослых, от воспитания.