как заниматься с ребенком после года

Занятия с ребенком до 2 лет

Вы помногу занимаетесь со своим ребенком, учите его различать цвета, складывать разные фигурки из кубиков, мозаики. Но далеко не всегда у многих это получается: малыш отвлекается, отбирает игрушки и начинает делать что-то свое. Ему уже почти два года, а он не может отличить белое от черного. Похожая ситуация?
ГToys2лавное - в занятиях с ребенком не должно быть никакого насилия и принуждения. Каждый малыш развивается своим темпом, и может оказаться, что то, что вы безуспешно пытаетесь вложить в него сегодня, он мгновенно усвоит через неделю или через месяц. Это не значит, конечно, что ребенка не нужно ничему учить. Просто это следует делать так, чтобы знания усваивались в интересной для него форме, и лучше всего этому способствует игра.
Дидактика, развивающая мышление, восприятие, память, не может в этом возрасте опираться на абстрактный материал. Она должна входить в живую ткань детской жизни и в ней черпать материал для обучения. Развитие всех психических процессов ребенка происходит гораздо успешнее во время правильно организованного общения детей со старшими, в ходе их совместной игры, нежели на занятиях, где ребенок слепо выполняет инструкцию, не понимая ее смысла. Так как же исподволь, ненавязчиво формировать у малыша представления о форме, цвете, соотношении предметов? После того как ребенок научился совершать первые игровые действия и у него пробудилось желание играть, предоставьте его вниманию предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой, например большую и маленькую куклы, объясните, чем они отличаются друг от друга. Очень хорошо обыграть ситуацию, когда вы вместе с ребенком кормите этих кукол из разной по величине посуды, укладываете спать на разных кроватках, обсуждаете варианты ситуаций, включая шутливые эпизоды, путаницы и т. п. Постепенно малыш усвоит понятия «большой» и «маленький», научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама готовит еду для семьи, а малыш рядом с ней — для своих кукол и зверей. 


Точно так же можно приступить к обыгрыванию понятия цвета. В раннем возрасте дети усваивают такие основные цвета, как красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, заявите от лица куклы, что сегодня она хочет надеть красное платьице и красные туфельки. И после этого вы вместе с ребенком находите эти предметы, надеваете их на куклу, повторяя название цвета, и отправляетесь с нею гулять. Постепенно набор цветов расширяется. Только не перегружайте память малыша слишком большим набором информации и не вводите сразу несколько новых понятий. Если ребенок не сразу запомнит их, не ругайте его, не внушайте насильно правильное решение. Порицания или оскорбления могут надолго отбить у малыша охоту играть. Иногда родители огорчаются и сердятся из-за того, что дети неверно называют цвета. Такие тревоги напрасны. Малышам, как правило, это присуще — правильно узнавать цвет, но неверно называть его. Это расхождение со временем исчезнет само по себе. Поэтому, исправляя ошибку ребенка, не следует требовать от него слишком многого.

Уже с года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов. Очень полезны в этом отношении наборы строительных материалов. После того как ребенок вдоволь наиграется с ними сам, предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет вам разные сюжетные ходы. Не следует только сооружать громоздкие сооружения, в процессе строительства ребенок может потерять цель и утомиться. Для начала можно использовать 2—3 элемента конструктора, такие, как кубик, параллелепипед, позднее — призма. Естественно, малыш столь научных названий не воспримет, поэтому эти элементы лучше обозначать так, чтобы он мог сравнить их название с предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша. Так, в ходе игры с ребенком вы соершаете процесс обучения малыша.

В заключение познакомьтесь с примерным перечнем игрушек, необходимых для сюжетных игр с детьми:

  • резиновые или пластиковые куклы, которых можно купать, кормить, одевать. Одежда кукол должна быть простой и удобной, чтобы ребенок мог сам с нею справиться;
  • коляска с одеялом и подушкой для прогулок с куклой;
  • машинки с кузовами для перевозки кубиков;
  • тазик или ванночка для купания кукол, умывания, стирки;
  • игрушечная плита или холодильник, которые могут быть сделаны из деревянных ящичков, коробок из-под духов и т. п. Желательно, чтобы у них были открывающиеся дверки;
  • посуда для приготовления еды и кормления кукол: кастрюльки, сковородки, чайник, тарелки, чашки, ложки, ножи, пласмассовые бутылочки с сосками;
  • пластмассовые фрукты и овощи;
  • игрушечный утюг и дощечка для глажения; маленький детский столик со стульчиками;
  • игрушечный телефон для разговоров с воображаемыми собеседниками;
  • наборы строительных материалов;
  • туалетные приборы для кукол: расческа, зубная щетка и т. п.;
  • набор медицинских инструментов;
  • полуфункциональные предметы для замещения в игре: палочки, шарики, кубики, детали конструкторов, ленточки, лоскутки ткани, баллончики от лекарств и др. Эти вещи лучше хранить в отдельной коробке и после окончания игры аккуратно складывать в нее.

Естественно, в каждом конкретном случае этот список может быть продолжен с учетом тех или иных предпочтений ребенка.