учим малыша играть

Как научить ребенка играть?

Учим малыша играм

Прежде всего заинтересуйте малыша игрой. Для начала разыграйте перед ним какую-нибудь простую ситуацию: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание ее на машине. Можно обыграть любимый ребенком стишок или сказку (при этом ни в коем случае не превращайте игру в занятие). Не думайте, что, стоит вам показать ту или иную игру, малыш тут же ее подхватит.

Чтобы увлечь ребенка игрой, вы должны быть увлечены сами. Ведь малыш не только подражает действиям взрослого, но и заражается его эмоциональным состоянием, а игра — это прежде всего удовольствие. Покажите ребенку, что вам очень нравится играть, и только тогда подключайте ребенка к своей затее. Он не сразу начнет действовать самостоятельно. Как и во всяком новом деле, ему требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение. Все это, конечно, не просто. Но ничего не поделаешь.

Игра
— творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые. Иногда малышу бывает трудно выполнить какое-то действие, например взять ложку или чашку и поднести ее ко рту куклы. В этом случае мягко возьмите детскую руку в свою и совершите действие совместно. Как правило, достаточно бывает 1—2 раз, чтобы ребенок повторил показанное. Первые игровые действия должны осуществляться с реалистическими игрушками, имеющими сходство с настоящими предметами.

Вот как можно играть с ребенком:

Если в доме появилась новая игрушка, не спешите придумывать под нее новый поворот сюжета. Маленький ребенок прежде всего должен сам исследовать ее — повертеть в руках, разглядеть, постучать ею. После того как его естественное любопытство будет удовлетворено, можно показать ему новый способ действия с предметом. Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, к которой он больше всего привязан. Каждой кукле, собачке можно дать имя и спросить у ребенка, нравится ли оно ему. Игрушки, которым предстоит выполнять роль того или иного

chelovechki

персонажа, должны иметь и соответствующую индивидуальность: быть веселыми, капризными, озорными и т. п. Тогда и игра с каждой из них будет строиться индивидуально.

Наблюдения показывают, что малыши, научившиеся воспроизводить некоторые игровые действия, надолго «застревают» на них: по нескольку десятков раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. Это неизбежно: ребенок отрабатывает новые для него схемы игры, она для него не только увлекательное занятие, но и труд. К тому же бесконечное повторение одних и тех же действий вообще характерно для поведения малыша, нужно дать ему освоиться в новой для него действительности. Однако если и дальше, в течение нескольких недель, ребенок без конца повторяет одно и то же, нужно помочь ему разнообразить игру. Спросите малыша, что кушает его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить чем-нибудь еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее. Ребенок «застревает» на одних и тех же действиях еще и потому, что не умеет планировать игру. Ведь игровое действие, несмотря на внешнюю простоту, имеет свои сложности, хотя бы в силу того, что, в отличие от реального утилитарного действия, оно не регулируется результатом.

Скажем, в жизни ребенок прекращает есть тогда, когда чувствует насыщение. Игра ребенка же нацелена не на результат, а на процесс. Определить, когда следует переходить к следующему игровому действию, двух-, трехлетке бывает трудно. Внешне ничто не сигнализирует ему о том, что, например, пора заканчивать кормление куклы. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту. Поэтому, чтобы сделать игру полноценной, взрослым нужно ее планировать, предусматривать переходы от одного действия к другому. Поначалу такие переходы могут быть совсем простыми. Например, мама, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, объясняет попутно смысл и последовательность своих действий. Так, она говорит дочке: «Машенька наша хочет кушать. Давай мы сначала сварим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?»
Мама с помощью ребенка варит кашку, пробует ее и сообщает: «Все, сварилась кашка. Кушай, Машенька». Так на глазах малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживает другое. Точно так же, вместо того чтобы бесцельно складывать кубики, можно вместе с малышом построить из них кроватку и положить в нее куклу спать или привезти эти кубики в машине в виде «кирпичей», построить из них дом и поселить в нем петушка. В ходе таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать цель игры.

Чтобы это обучение игре шло успешнее, взрослому полезно обозначать окончание одного действия и начало другого словом, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Нелишне поинтересоваться у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем ребенок сам сумеет обозначать цель и результат своего действия. Выше уже говорилось, что поначалу малышу полезнее играть с игрушками, которые имеют внешнее сходство с реальными вещами. Такие игры могут продолжаться примерно до полутора лет. В этот период у ребенка начинает постепенно складываться новая форма мышления — наглядно-образная, которая позволяет ему отрываться от конкретной ситуации и замещать отсутствующие предметы другими, не столь похожими на них. Однако и здесь не обойтись без помощи взрослых.

После того как малыш научится обходиться с реалистическими игрушками, постепенно знакомьте его с предме-тами-заместителями. Сделайте вид, что в ходе игры вам понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, усадив куклу за стол, вы можете заметить: «Ляля сказала, что хочет конфетку. Где же она?» После этого вы старательно перебираете предметы в поисках конфеты, подключая к своим поискам ребенка. Сначала он не поймет, в чем дело, но будет внимательно следить за вашими действиями. Наконец, вы радостно берете со стола шарик, говорите: «Вот, нашлась конфетка, вкусная, сладкая. На, Ляля: кушай конфетку» — и кормите куклу. Как правило, дети удивляются и радуются такому открытию, сразу же пытаются его повторить. Поначалу малыш дальше подражания не пойдет, он будет использовать только те вещи, которые использовал взрослый. Естественно, нужно будет подбодрить, вдохновить на поиски. И постепенно инициатива перейдет к ребенку, на третьем году жизни он сможет играть уже самостоятельно и творчески. Будьте только терпеливы.

Не навязывайте малышу своих действий, не ругайте за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысла замещения, не настаивайте, переждите несколько дней и предложите игру снова. Крохе нужно внутренне созреть для такой сложной деятельности. И если поначалу вы очень активно в совместной игре разговариваете с куклами, обращаетесь к малышу, стимулируя его речь, радуетесь совместным находкам, то постепенно вам следует сокращать свою активность, уступая первенство в игре ребенку. И не сомневайтесь, спустя некоторое время он уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии.