В книгах, газетах часто пишут о том, как это важно — общаться с ребенком. Но какое может быть общение с полуторагодовалым малышом, если он ничего не может понять, даже еще не говорит? Муж смеется: вот подрастет, тогда будем общаться, а пока он только возится с малышом, бегает, дурачится. Разве это общение?

Как правильно общаться с ребенком

Общение с маленьким ребенком со стороны и вправду может выглядеть очень простым, даже примитивным действием: позвать, одеть, покормить, книжку почитать, дать что-то полезное и забрать что-то опасное или запрещенное, ну, утешить, если испуган или ушибся. Малыш и не говорит еще толком, какое уж тут общение.

общение с маленьким ребенком

За всеми этими привычными, почти автоматическими действиями стоит очень сложный психологический процесс, в результате которого может быть достигнуто согласие между такими разными людьми — большим и маленьким и, самое главное, ребенок будет больше знать об окружающих и о себе. (Кстати, если взрослый внимательно и с интересом участвовал в этом общении, то и для него откроются новые или забытые стороны и в своем ребенке, и в себе самом.)

Общение ребенка со взрослым

Общение ребенка со взрослым возникает не беспричинно, а потому, что в нем удовлетворяются важнейшие духовные и жизненные потребности малыша: потребность в безопасности, любви, познании, активности, в творчестве. И прежде всего потребность в доброжелательном внимании со стороны старших. Как бы ни менялась наша взрослая жизнь, какими бы социальными потрясениями или стихийными бедствиями ни испытывала нас, для ребенка во все времена остается самым важным его семья — мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, иногда тети и дяди, а иногда няни. Близкие взрослые, каждый со своим характером, своими привычками, связанные совсем не простыми отношениями друг с другом, образуют вокруг малыша, как внутри хоровода, особое пространство, в котором он может безопасно расти, взрослеть, набираться знаний, опыта.

Но малыш быстро растет, начинает играть с игрушками, пользоваться предметами, перемещаться по комнате или квартире, и одного, даже самого доброжелательного, внимания для него уже недостаточно. Ребенку нужен ведущий в этом мире, помощник, партнер. Таким и становится взрослый, который уже не просто Любитель и Хранитель ребенка, но Мастер, Умелец. Он знает, как открывать и закрывать дверь или кастрюлю, включать и выключать кран, так чтобы вода то брызгалась и журчала, то пряталась обратно. Взрослый знает (и делает каждую минуту) уйму разных интересных вещей, и именно этим он становится интересен и притягателен для ребенка.

Вы не встретите лучших помощников в любом деле, чем совсем маленькие дети. Еще не имея возможности расспросить, обсудить свои действия с взрослыми, они интуитивно выбирают наиболее экономичный и практический для себя способ познания — подражание и соучастие. И очень важно, чтобы малыш, невзирая на возраст, всегда находил рядом с собой взрослого — с его опытом и знанием мира, с его способностью защитить и помочь и, самое главное, с его любовью и интересом к ребенку.