Одинаковых детей не бывает, но в своем развитии большинство малышей все-таки проходят одни и те же этапы, поэтому следует обращать внимание на поведение ребенка, которое говорит о его развитии в 2,5-3 месяца.
Надеемся, ваш малыш не доставит вам хлопот и в заданной ситуации проявит себя подобающим образом. Возможно, вы обнаружите, что по некоторым показателям ваш ребенок опережает своих сверстников. Что ж, в таком случае вам можно ставить перед ним более сложные задачи. Ну а если вы видите, что младенец в чем-то отстает, чему-то не научился, какой-то обязательный для его возраста навык ему недоступен, пожалуйста, не упускайте это из виду.
Проверка навыков и умений ребенка к 3 месяцам жизни.
Так как же проверить, готов ли ваш карапуз сдать «аттестат зрелости» за первые три месяца своей жизни? Сделать это несложно. Главное, чтобы проверку осуществлял хорошо знакомый ребенку взрослый и чтобы ситуация малышу была предъявлена такая, в какой он смог бы проявить свои способности во всей их полноте.
1. Перед малышом, лежащим на животе, на расстоянии 40—50 см от глаз помещают крупную игрушку-погремушку, неваляшку. Взрослый время от времени приводит неваляшку в движение (слабо покачивает), или слегка потряхивает погремушкой, или начинает разговаривать с малышом, улыбается ему. При этом нагибается так, чтобы кроха видел его лицо.
Ребенок, по норме, всматривается в игрушку или в лицо взрослого, прислушивается к человеческому голосу, к звуку, издаваемому погремушкой, неваляшкой. Кроме того, лежа на животе и опираясь на предплечья, он должен высоко поднимать голову и хорошо ее удерживать в этом положении. В ответ на разговор взрослого может улыбаться.
2. Папа берет ребенка на руки, поддерживая его одной рукой под ягодицы, другой — под мышки. Разговаривает с ним, привлекает внимание, а мама в это время, отдалившись от глаз малыша на 30—40 см, показывает ему звучащую игрушку. Находясь в вертикальном положении, младенец 1—3 минуты удерживает голову, вслушивается, сосредоточивает взгляд на мамином лице или игрушке.
3. Взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе, опускает его ногами на твердую опору (свое колено, толстую подстилку).
Малыш выпрямляет согнутые ноги и упирается на всю ступню. (Из рук его не выпускать!) После этого ребенка снова приподнимают и опускают, поощряя его действия ласковым разговором.
4. Перед карапузом, лежащим на спине, на расстоянии 30—70 см поочередно перемещают 2—3 игрушки разной величины (диаметром от 3 до 20 см), формы, цвета. Игрушки движутся горизонтально, вертикально, волнообразно.
Ребенок, поворачивая голову, с интересом, внимательно следит за движущимися объектами. Сосредоточивает взгляд, может улыбаться.
5. Перед малышом, лежащим на спине, на расстоянии 40 и 50 см от глаз перемещаются 2 игрушки диаметром 5—10 см. (Первоначально можно привлечь внимание к этим предметам, легонько их покачивая, причем взрослого в это время ребенок видеть не должен.)
Младенец сосредоточивает свой взгляд на игрушках, улыбается, подает голос, спокойное состояние сменяется активными движениями.
6. Около «испытуемого», лежащего на спине, находится взрослый: он напевает простые мелодии, играет на металлофоне, звенит погремушкой, колокольчиком, на каждое новое слуховое воздействие старается вызвать у ребенка поисковые реакции (повороты головы в сторону источника звука).
Малыш прислушивается к различным звукам; замирает, сосредоточивает-поворачивает голову. При виде взрослого может улыбнуться.
7. Над ребенком, лежащим на спине, на высоте его вытянутой руки разместите тесьму. Далее на этой тесьме, справа и слева от младенца укрепляются 2 игрушки, удобные для захватывания (кольца разной фактуры, шары...). Первоначально взрослый может привлечь внимание крохи к игрушкам.
Двигая руками, выпрямляя их, ребенок наталкивается на низко подвешенные предметы: раскидывает руки в сторону, подняв их, наталкивается на игрушку повторно. Разжимает пальцы, сосредоточивается, оживляется, тянет игрушку к себе.
8. Взрослый склоняется над лежащим на спине младенцем, отчетливо произносит гласные звуки, отдельные слова. Перестает говорить и улыбается ребенку. Малютка всматривается в лицо, в двигающиеся губы взрослого, сосредоточивается, отвечает гуканьем и гласными звуками. После того как малыш «ответил», «диалог» возобновляется.
9. Взрослый подходит к спокойно бодрствующему ребенку, начинает с ним разговаривать, улыбаться. Кроха сосредоточенно всматривается в подошедшего человека, прислушивается к его голосу, замирает и радостной улыбкой, гуканьем, энергичными движениями рук и ног (комплексом оживления) начинает с ним общаться.
10. Около маленького находится взрослый, который с малышом не разговаривает, но хорошо ему виден.
Ребенок всеми силами привлекает внимание взрослого: начинает активно двигаться, вокализировать, улыбаться. Зачастую, особенно если находится почему-либо не в духе, в помощники себе выбирает крик. Как только мама или папа подходит, малыш замолкает и ждет некоторое время и, если по какой-либо причине «диалог» не состоялся, кричит вновь.
Что должен уметь ребенок в 3 месяца. Подведём итоги
Итак, к 2,5—3 месяцам ребенок умеет уже очень много: он рассматривает предметы, поворачивает голову на звуки, делает попытки притянуть подвешенные над ним игрушки, подтянуть их, захватить, начинает вокализировать, на появление взрослого, его ласку отвечает не только улыбкой, но и всем комплексом оживления;
узнает полюбившуюся ему игрушку, более внимательно, с особым пристальным интересом рассматривает ее;
у младенца появляются все чаще целенаправленные движения рук (к той же любимой игрушке).
Другими словами, окружающий мир малышу чрезвычайно нравится, он в нем активно живет и радуется. Положительное, как, впрочем, и отрицательное, настроение выражает всеми доступными ему средствами, голосовые реакции уже ярко раскрывают эти настроения.
Крик, которым ребенок возвещает о своем вступлении в жизнь, к трем месяцам приобретает сложную интонационную выразительность, оттенки всевозможные, в зависимости от ситуации: голодный, требовательный, недовольный, призывный, ноющий, взывающий и т. д. и т. п.
Гораздо хуже, когда малыш не кричит. Если в течение первого полугодия своей жизни ребенок не издает членораздельных звуков, то это, как правило, является следствием органических нарушений его речевого аппарата или центральной нервной системы. Следует обратиться к невропатологу, отоларингологу и другим специалистам.
Но врач — врачом, педагог — педагогом, а главные помощники ребенка — родители. Малыш не заговорит, если с ним не общаться, если не развивать его речевые реакции в первые три месяца жизни.