Очень скоро слова маленького ребенка приобретают, как и у взрослых, обобщающую функцию. Но обобщение предметов происходит по признакам, неведомым взрослому, поэтому речь маленького говоруна бывает нам подчас так недоступна. В самом деле, если взрослый говорит «береза» — его сразу все понимают. Береза — это белый ствол, особые листья и т. п. А вот когда малыш назовет ботинки «тяпа», его вряд ли кто поймет, может, только мама, да и то не сразу. Оказывается, «тяпой» этот малыш называет тапочки и всё, что надевается на ноги, как и тапочки: носочки, колготки, валенки и т. п. Признаки, по которым обобщаются ребенком самые разные предметы, неожиданны и разнообразны. Это и цвет, и форма, и назначение предмета, и принадлежность человеку.
Дети могут называть одним и тем же словом совсем не похожие друг на друга предметы. Например, словом «кхи» ребенок может назвать и кошку, и мех, и мамины волосы, и плюшевого мишку и др. С точки зрения взрослого, в этих вещах нет ничего общего. Но для малыша все они пушистые, мягкие, теплые. Для взрослого эти признаки не столь важны, а для малыша главные, так как в своих обобщениях он руководствуется непосредственным восприятием и потому внешними,признаками предметов.