если у родителей есть основания для беспокойства, надо немедленно обратиться к врачу, эти проблемы решаются только медиками. А вот последнее обстоятельство, психологическое, действительно во многом зависит от родителей.
Итак, двухлетний ребенок не говорит, т. е. не пользуется активной речью, хотя и произносит несколько слов (мама, дай и др.). При этом он «все понимает», значит, слух и мозг у него в порядке.
Почему ребенок молчит?
Корни речевой задержки могут лежать в подготовительном периоде, на первом году жизни, когда закладываются условия, обеспечивающие в дальнейшем собственно речевое развитие, а могут скрываться и в особенностях самого перехода к активной речи, который приходится обычно на второй год. Поговорим о подготовительном периоде. Чтобы малыш заговорил, надо, чтобы он:
а) хотел сказать, т. е. имел бы потребность, желание общаться;
б) мог именно сказать, т. е. произнести слово; наконец,
в) чтобы у него было что сказать, т. е. имелось бы содержание для общения.
Начнем с первого, с потребности ребенка в общении, центрального момента всего психического развития ребенка и речевого в том числе. Эта потребность складывается в конце второго или на третьем месяце жизни, но складывается не сама собой, а целиком зависит от усилий взрослых и их отношения к ребенку.
Взрослый прежде всего должен с любовью и доброжелательностью обращаться с младенцем: брать его на руки, ловить его взгляд, улыбаться, говорить сердечные слова, петь. Ведь именно во внимании и доброжелательности старших младенец испытывает острую потребность, и, если они есть, если между большим и маленьким установлен первый, построенный пока на мимике, на ласковом тоне контакт, значит, все остальное общение — духовное, деловое, познавательное — приложится.
Кто первым призван окружать младенца лаской, нежностью, любовью? Конечно же мать, движимая своими материнскими чувствами. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Нередко встречаются матери, которые считают, что брать на руки ребенка надо как можно реже; разговаривать с ним преждевременно, его не надо баловать и т. д. Такая практика, иногда в силу обстоятельств, а порой и сознательная, создает условия, неблагоприятные для развития малыша: он становится беспокойным, неуверенным. Недополучая тепла и ласки, малыш нередко начинает демонстрировать полное безразличие к взрослым или, наоборот, даже в конце второго года жизни пытается любой ценой добиться их внимания, для него нет ничего важнее, как прижаться к маме или папе, смотреть им в глаза, улыбаться. И в том, и в другом случае такая болезненная сосредоточенность на эмоциональной стороне контактов со старшими приводит к печальным последствиям — у малыша теряется интерес к окружающему предметному миру, как правило, отмечается задержка в становлении речи, так как в ней нет необходимости.
Если же родители не скупятся на ласку, на время, щедро одаривают ребенка любовью и вниманием, то и малыш, со своей стороны, начинает проявлять к ним особое, избирательное отношение (вы никогда не задумывались, почему полугодовалая кроха так решительно делит окружающих на «своих» и «чужих»? Это как раз частное проявление такого избирательного отношения). Им он «благодарен», их он любит, для них он готов на всё. Эти взрослые приобретают для него особую ценность. У ребенка возникает желание делать всё, как взрослый, выполнять все его требования. А это, в свою очередь, очень стимулирует развитие речи, в том числе и раннее развитие речи. Младенец с шести месяцев начинает хватать предметы и манипулировать ими. Это меняет, усложняет и взаимоотношение двух поколений. Ребенок испытывает потребность уже не только в доброжелательном и внимательном к себе отношении, но и в деловом сотрудничестве со взрослым. Малышу нужна помощь старшего (подать, поддержать), соучастие в «делах» (вместе открыть коробочку, нанизать кольца пирамиды и т. д.).
Эти деловые контакты, развиваясь, усложняясь и видоизменяясь, до конца третьего года жизни сказываются, в свою очередь, и на становлении речи. Когда взрослый, занимаясь с малышом, называя предметы, ориентирует ребенка, комментирует его действия («Что это у Машеньки? Кубик? Машенька кладет кубик в коробочку. Вот так!»), то многократное повторение подобных высказываний исподволь учит ребенка устанавливать связь слова с предметом и действием. Это является основой овладения активной речью.
К сожалению, деловое общение не всегда развивается правильно. Иные родители вообще с ним запаздывают, культивируя только эмоциональное. Другие, как только ребенок начинает манипулировать предметами, предоставляют его самому себе. Третьи хотя и не остаются в стороне, но тоже допускают ошибки: вместо того чтобы комментировать действия ребенка с предметом, они дают инструкции-команды, требующие практического исполнения. Все это сдерживает становление познавательных структур, а следовательно, и речи, так как эти два процесса тесно связаны друг с другом. А если учесть, что способности слышать, подражать звукам и воспроизводить их, данные человеку от рождения, тоже совершенствуются благодаря человеческим контактам, то естественно будет сделать вывод: все компоненты речевой ситуации — желание сказать, кому сказать, что сказать и как это сделать — на подготовительном этапе тесно связаны с общением ребенка и взрослого. Ради того, чтобы удовлетворить свою потребность в общении, малыш делает все возможное, в том числе и совершенствует свои способности воспринимать и воспроизводить слышимую речь, понимать ее смысл. Чтобы стать полноправным партнером в деловом общении, ребенок развивает свое понимание речи взрослого и делает первые попытки передать это понимание с помощью речи.
Закладка базисных основ для речи, повторимся, происходит в подготовительный, довербальный период на первом году жизни ребенка. А что делать с двухлетками, если, недополучив общения со взрослыми, они задержались в развитии речи? Необходимо компенсировать малышу все, что он недополучил раньше. Если малыш 1,5—2 лет сосредоточен только на взрослом и ищет только эмоциональных контактов с ним — удовлетворите эту его потребность, одарите его лаской, вниманием, любовью, доброжелательностью. Но только на этом долго не задерживайтесь. Сохраняя нежность и теплоту в отношении к ребенку, переводите взаимодействие с ним в сферу деловых контактов по поводу действий с предметами. И при этом не берите на себя функцию «указующего перста», держитесь равных, партнерских отношений с малышом, не командуйте, а призывайте к действиям с предметами, объясняйте, комментируйте их.