Вернувшись с работы, по вечерам, мой муж любит возиться с сыном. Он то подбрасывает его под потолок, так что ребенок замирает от страха, то кувыркается с ним на полу, то тормошит его, доводя до изнеможения. Я протестую, прошу оставить малыша в покое, он ведь после таких игр бывает слишком перевозбужден и долго не может успокоиться, капризничает. А муж считает, что сыну полезна разрядка. Так ли это?

Каким играм отдавать предпочтение: спокойным или эмоциональным?

В этом письме ставятся сразу две проблемы.

Первая: нужны ли ребенку такого рода эмоциональные игры?

Игра входит в жизнь ребенка чуть ли не с первых дней. Что значит, когда мама, держа своего малыша на руках, ласково водит носом по его щечке или, нежно улыбаясь, щекочет рукой его тельце, когда папа, смеясь, подбрасывает его вверх? Это не просто любящие родители возятся со своим младенцем, занимают его. Скорее всего они сами не подозревают о теоретической подоплеке своих действий, о том, что таким образом вовлекают малыша в пока простейшие, но чрезвычайно полезные сенсомоторные игры. Такие телесные контакты — дотрагивания, подбрасывания и т. д. — благоприятны для развития и эмоциональной, и познавательной сферы ребенка, так как обогащают его опыт новыми впечатлениями, формируют доверительные, любовные отношения с окружающими. И ребенок на подобное отношение отвечает благодарно и не медля: в месяц — улыбкой, в три месяца — двигательным оживлением и гулением, а в шесть — настоящим смехом.

Малыш рано начинает воспринимать игровое поведение взрослых именно как игровое и чутко улавливает его знаки, например напряженно замирает, а затем радостно смеется, когда папа делает «страшные глаза». Постепенно ребенок заимствует игровые действия взрослых и сам начинает выступать их инициатором. К концу первого года малыши с удовольствием уже играют в «козу», «ладушки», «сороку-ворону», прятки. Приятные тактильные ощущения, ожидание момента, когда предмет появится или исчезнет, знакомые звуки и ритмы движения — все это и будоражит, и одновременно успокаивает малыша; в ставших привычными, ритуальными действиях он вновь и вновь переживает состояние общности с близким человеком. Такие игры не случайно не покидают детей и позднее, на протяжении всего раннего детства. Они не только доставляют удовольствие малышам, но и развивают у них воображение, чувство юмора. Ведь даже в самых простеньких стишках, сопровождающихся соответствующими движениями, ребенку открывается новая сторона действительности, где можно вести себя «понарошку», «как будто». Во всех этих историях содержатся самые настоящие элементы фантазии, которые, конечно, не сразу осознаются ребенком, но постепенно формируют у него способность к воображению.

Вmama-papaторая проблема: какой должна быть мера эмоциональной вовлеченности ребенка в игру; когда можно, а когда нельзя такие игры организовывать?


Безусловно, если малыш чрезмерно возбуждается во время игр, если вместо того, чтобы веселиться, он заливается слезами и долго не может прийти в себя, количество игр и их эмоциональную насыщенность следует сократить. Движения взрослых не должны быть резкими и слишком быстрыми, их нужно перемежать с паузами. Предпочтение стоит отдать более спокойным играм, не вызывающим бурного эмоционального всплеска. Затеивать игры-забавы лучше всего в период активного бодрствования малыша и уж, конечно, не перед сном. И следует учитывать особенности нервной системы ребенка. Малыши с сильным типом нервной системы легко переходят от одного вида активности к другому, они более выносливы, дети со слабым типом с трудом переносят эмоциональные перегрузки и требуют щадящего, бережного отношения.