когда малышу нужен массаж

Когда надо вводить массаж для детей до года?

С какого месяца детям можно делать массаж и вводить гимнастические упражнения?
Ребенок с первых месяцев жизни должен двигаться, и в этом ему необходимо помогать. Движение - это в первую очередь общее физическое и, связанное с ним, умственное развитие. Поэтому массаж грудным детям показан с первых месяцев жизни, когда на весь организм и на отдельные мышцы ребенка оказывается тонизирующее оздоровительное воздействие.

Емассаж детямсли нет противопоказаний, массаж детям можно делать с 1—1,5 месяца, когда организм младенца адаптировался к окружающей среде. К этому времени у здорового младенца пупочная ранка хорошо заживает, кожные покровы доста­точно уплотняются, нормализуется терморегуляция, в результате чего опас­ность переохлаждения или перегрева ребенка во время процедур значительно снижается, а постепенно и совсем исчезает. К тому же в этом возрасте у малыша уже четко выражены кожно-мышечные рефлексы (спинной, ножной, подошвенный), начинают выявляться рефлексы положения и намечается обра­зование первых условнорефлекторных двигательных связей (он пытается удерживать голову в вертикальном положении).

Массаж (а это по сути один из видов пассивной, т. е. выполняемой с помощью взрослых, гимнастики) весьма благотворно влияет на организм ново­рожденного. Расширяются капилляры, ускоряется циркуляция крови и лимфы, усиливаются функции потовых и сальных желез, в результате чего улучшается обмен веществ и питания кожи. Кожа становится упругой и эластичной, лучше сопротивляется механическим и термическим воздействиям. Массаж укре­пляет мышцы ребенка, повышая их тонус, эластичность (работоспособность утомленной мышцы под влиянием активного воздействия восстанавливается быстрее, чем при полном покое), положительно действует на суставы, поддерживает эла­стичность и подвижность связочного аппарата.

Общий массаж ребенку первых месяцев жизни - это стойкое оздоровительное воздействие на весь организм малыша.

Систематическое проведение массажа ребенку усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами, сосудами, внутренними органами, что способ­ствует более согласованному функционированию основных систем организма. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и в мышцах возникают импульсы, которые, достигая по нервным путям коры головного мозга, оказывают тонизи­рующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего она начинает лучше регулировать работу всех систем и органов, и весь организм в целом начинает функционировать гораздо слаженней.

Для детей применяют следующие виды массажа: поглаживание, растира­ние, поверхностное и глубокое разминание, легкое поколачивание и вибрацию. Каждый из перечисленных видов оказывает различное физиологическое дей­ствие.

Поглаживание в виде легких, скользящих движений по коже ладонями или тыльной поверхностью рук расширяет сосуды, улучшает циркуляцию крови и лимфы в коже. Кроме того, поглаживание успокаивает центральную нервную систему, снимает болевые ощущения, а также нормализует функции органов дыхания, сердца и сосудов.

Под влиянием поглаживания мышцы расслабляются и работоспособность их восстанавливается быстрее; легко возбудимые дети быстрее засыпают, сон их становится глубоким и длительным.

При растирании осуществляется несколько большее давление рук, чем при поглаживании, что воспринимается не только кожей, но и подкожной жировой клетчаткой и поверхностно расположенными мышцами. Благодаря растира­ниям улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, суставных сумок, способность мышц к сокращению повышается.

Разминание проводится спиралевидными, более короткими движениями рук, но с большим давлением, чем растирание. С помощью разминания повы­шается тонус и эластичность глубоко лежащих мышц, улучшается их способ­ность сокращаться.

Особое значение разминание имеет при миопатиях различного происхождения. У детей, страдающих рахитом, разминание способствует восстановле­нию статических и моторных функций.

Поколачивание — более сильный прием массажа. Для усиления эффекта процедуру проводят тыльной поверхностью вначале одного пальца, потом двух, а затем трех и четырех пальцев (поочередно обеих рук). Поколачивание оказы­вает в основном рефлекторное действие. Оно понижает возбудимость перифе­рических нервов (чувствительных, двигательных, секреторных), улучшает кро­вообращение и усиливает питание глубоко лежащих мышц, а также возбуждает деятельность внутренних органов. Под влиянием поколачивания у младенцев углубляется дыхание и учащается пульс.

Вибрация — наиболее сильно действующий прием массажа. Он рефлекторно действует на внутренние органы, ускоряет циркуляцию крови и лимфы, улучшает питание тканей. Его применяют для стимуляции деятельности нервно-мышечного аппарата во всех случаях, когда необходимо усилить про­цессы обмена. Для грудных детей вибрацию используют реже, чем другие при­емы.

Этот вид воздействия наиболее показан пастозным детям с пониженными процессами обмена, с увеличенным отложением подкожножировой клетчатки.