Мой сын очень любит все бросать на пол. Когда он кидал игрушки, сидя в манеже, мы относились к этому терпимо. Но со временем на пол полетели и телефон, и очки, и чашки. Пробовали уговаривать, объяснять, запрещать, даже наказывали — ничего не помогает. Что делать в такой ситуации?

Почему ребенок кидает на пол предметы и разбрасывает вещи

Конечно, разбитый телефон или поломанные очки — неприятность, особенно в наше тяжелое время. Однако это еще полбеды. Ведь малыши не только бросают на пол то, что обнаруживают на столе; исследуя окружающий мир, они могут и сами получить увечье — выпить лекарство, пролить на себя кипяток, проглотить пуговицу и т. д.

ребенок в доме

Маленькие дети невероятно активны и, когда их пытаются урезонить, как правило, показывают характер. Кричат и плачут, если у них что-то отбирают, упрямо рвутся как раз в ту комнату, которая закрыта, устраивают подчас настоящие истерики, если хотят потрогать стоящую на столе вазу, а им не позволяют. Что делать в такой ситуации?

Очевидно, что повернуть развитие малыша вспять не может быть целью родителей. Значит, нужно так организовать жизнь ребенка, чтобы сделать ее и безопасной, и интересной. Естественно, не забывая при этом о тех особенностях психики ребенка раннего возраста, о которых говорилось выше: потребности в познании мира через практические действия с предметами, ситуативности всех психических процессов, эмоциональности и импульсивности поведения. Прежде всего, конечно, нужно позаботиться о максимальной безопасности малыша. Причем желательно так, чтобы не ставить ребенка в такое положение, когда любое его желание встречает запрет.

Мы сами подчас не замечаем, сколько раз на дню говорим малышу: «Нельзя». А ведь бесконечные ограничения в конце концов могут воспитать у него и страх, и пассивность перед окружающим миром. Не забывайте, что ваш дом — это и дом вашего ребенка, где он должен чувствовать себя хозяином, а не гостем. Придет время, и он научится «делать правильно», «уважать вещи», но это произойдет позднее.

А сейчас, если вы цените естественную потребность ребенка в развитии, постарайтесь создать такие условия, чтобы у вас как можно реже возникала необходимость что-либо запрещать.

Маленький ребенок в доме: создаем безопасное пространство для жизни малыша

Перед тем как ваш малыш сделает первые шаги, оглядите внимательно ваш дом. Уберите бьющиеся предметы туда, где ребенок не сможет их достать. Спрячьте повыше ножницы, иголки, бритвы и всё, что может порезать. Не оставляйте на столе спички и сигареты. Проверьте, где вы храните лекарства и инструменты. Сделайте недоступными для маленького ребенка мелкие предметы, такие, как пуговицы, скрепки, булавки, иголки. Пробуя их на вкус, малыш может подавиться.

Особое внимание следует уделить кухне — царству, которое буквально завораживает детей. Выработайте у себя привычку хранить на верхних полках шкафов ножи и вилки, спички и зажигалки, банки и бутылки. И вообще не оставляйте ребенка на кухне одного, особенно если на плите что-то варится.

Проверьте также, как вы храните стиральный порошок, уберите все опасные для здоровья ребенка предметы из ванной. Произведя такую ревизию, вы сами почувствуете, что поводов для запретов станет намного меньше. Что же касается капризов, доходящих иногда до истерик, то здесь родители должны соблюдать твердость. Точно так же, как ребенок исследует предметный мир, он устанавливает для себя путем проб границы дозволенного в общении с людьми, пределы своего влияния на взрослого.

На самом деле ему не нужна полная свобода и победа. Гораздо важнее для него, гарантия прочных связей и безопасности. Понимая это и не позволяя ребенку стать семейным тираном, взрослые должны мудро, где уступая, а где и настаивая на своем, помогать малышу усваивать правила человеческого общежития. Ребенок обязан знать, что некоторые вещи для него запрещены, и об этом нужно сообщить ему серьезно и твердо. Ребенок должен не бояться, а верить вам. Конечно, невозможно да и не нужно убирать из поля зрения ребенка все вещи в доме. Он все равно отыщет то, что ему интересно.

Как бороться с капризами детей

Вместо запретов предложите сыну или дочке привлекательную альтернативу тому, что он хочет получить. Если малышу во что бы то ни стало понадобилась ваша записная книжка, дайте ему ненужную, старую. Тот факт, что она принадлежит маме, придаст ей дополнительную привлекательность для ребенка. Его интерес к новому предмету будет удовлетворен, а вы избежите конфликта. Если вы дорожите книгами в вашей библиотеке, не разбрасывайте их по креслам и диванам. Дайте ребенку ненужный журнал, пусть он испортит его, экспериментируя с листами. Постепенно он усвоит, как перелистывать страницы, и научится обращаться с книгой бережно.

Любого нормального ребенка не может не заинтересовать лампочка, висящая под потолком, или люстра, а также оконное стекло или зеркало. Не отбивайте у него сразу же охоту исследовать эти вещи. Поднесите его к лампочке, стеклу, разрешите потрогать их. Объясните, что с хрупкими вещами нужно обращаться бережно. Удовлетворив любопытство ребенка и познакомив его с новыми свойствами предметов, вы избежите еще одного ненужного конфликта.

Ваша цель — научить малыша правильно обращаться с предметами, знать их назначение и, по возможности не стесняя его свободу, стимулировать исследовательское поведение. Для этого старайтесь подбирать игрушки так, чтобы их можно было использовать в различных вариантах. Показав малышу один из способов обращения с предметом, дайте ему возможность поэкспериментировать самому, открыть другие. Не навязывайте ребенку какой-то один предмет, там, где возможно, позвольте ему самому выбрать то, с чем он хочет играть. Каждую маленькую победу или открытие ребенка похвалите. Это поддержит интерес малыша, который ценит ваше отношение к новым поискам.